08-СТ
08-СТ - Экзамены - Вопросы к экзамену по истории
 ГЛАВНАЯ
 ИНФОРМАЦИЯ
 РАСПИСАНИЕ
 ЛЕКЦИИ
 ЛАБЫ
 ФОТКИ
 ЕЩЕ ЧЕ НИТЬ
 ЭКЗАМЕНЫ
Петровские реформы в армии, системе управления, социальной сфере.

ПРЕДПОСЫЛКИ РЕФОРМ

1. Насущная необходимость преобразований вызывалась следующими факторами:
  • Экономическое, а следовательно и военное отставание России от европейских стран нарастало, что представляло серьезную угрозу национальному суверенитету.
  • Служилое сословие ни по своему социально-политическому, ни по культурному развитию не соответствовало требованиям общественного развития страны, и, в массе своей, оставалось патриархальной социальной общностью средневековой эпохи, имевшей смутное представление даже о своих сословных интересах;
  • "Бунташный" характер ХVII в., социальная нестабильность порождали необходимость укрепления позиций правящего сословия, его мобилизации и обновления, а также совершенствования государственного аппарата управления и армии;
  • Для преодоления отсталости и культурной изоляции необходимо было совершить прорыв к незамерзающим морям, что требовало мобилизации всех материальных и человеческих ресурсов страны.
  • Духовный кризис общества, вызванный обмирщением сознания и усиленный расколом церкви, порождал потребность преобразований в сфере культуры, призванных, с одной стороны, создать духовные предпосылки самостоятельного внутреннего развития России, укрепить власть новой рационалистической идеологией, идущей на смену религиозному обоснованию ее всемогущества, а с другой - вернуть страну в лоно европейской цивилизации.
2. Возможность петровских преобразований создавалась в результате изменений, происходивших в стране в
    течение XVII в.
  • В социальной сфере - сближение поместного и вотчинного землевладения, отмена местничества, увеличение числа служилых людей, происходящее за счет как увеличения площадей пахотных земель, так укрепления системы крепостничества;
  • В экономической сфере - это развитие ремесел, появление первых мануфактур, развитие внешней торговли и политика протекционизма;
  • В политической сфере - проявление черт абсолютистской монархии;
  • Во внешней политике - присоединение Левобережной Украины и преодоление дипломатической изоляции (вхождение России в Священную лигу);
  • В духовной сфере - начало обмирщения культуры; первый опыт преобразований, притом в самой консервативной области жизни - религиозно-церковной; изменения в быту части верхов общества, связанные с его европеизацией.
3. Личность Петра I.
Одной из предпосылок реформ стала сама личность царя-преобразователя, сложившаяся в исторических условиях конца ХVII в. Петр I осознал необходимость изменений и вложил всю силу своего недюжинного ума и железной воли в обновление страны.
ХАРАКТЕР РЕФОРМ
  1. По методам проведения.
    Насущная необходимость преобразований при недостаточной зрелости их предпосылок, традиционализме общества и его неготовности к качественным изменениям, порождали насильственный характер реформ, что и дало некоторым исследователям основание назвать их "революцией сверху".
  2. По социальным последствиям.
    Однако внешне резкий разрыв с "Московской Россией" и православной традицией при весьма низком уровне средств и ресурсов, накопленных обществом в предшествующее время, привел к парадоксальным результатам: обновление и европеизация сочетались с укреплением сущностных основ российской цивилизации - самодержавия и крепостничества. Это дало основание некоторым историкам квалифицировать преобразования Петра I как контрреформы и даже как контрреволюцию.
  3. По социально-политическому содержанию реформ.
    Они укрепили самодержавие, создали бюрократию, и, преобразовав служилое сословие, превратили его в дворянство, ставшее со временем привилегированным сословием страны. Эти изменения происходили на базе укрепления крепостничества, что дает основание их характеризовать как самодержавно-крепостнические, дворянско-бюрократические.
  4. С цивилизационной точки зрения реформы стали первым опытом модернизации отсталой аграрной страны, вызванной, скорее не внутренним развитием и потребностями общества, а вызовом внешних обстоятельств.
    Вот почему эта модернизация, принявшая в условиях начала ХVIII в. форму европеизации (вестернизации), отличалась следующими чертами:
    • поверхностным и выборочным заимствованием у европейских стран технических достижений для военных целей в обмен на сырье;
    • ужесточением эксплуатации собственного народа традиционными методами;
    • растущей централизацией и бюрократизацией управления.
Импульсы реформ.
К концу 90-х годов у Петра сложились мировоззренческие и психологические установки, подтолкнувшие его к преобразованиям.
  • В первую очередь - это рационалистическое представление о монархе как первом слуге государства, пришедшее на смену теологической идее божественной природы царской власти. Служению государству Петр подчинил всю свою деятельность. Своим же отношением к делу ("то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник, он всеобъемлющей душой, на троне вечный был работник" - по словам А.С. Пушкина), игнорированием личных интересов ради государственных, готовностью наказывать даже близких ему людей за "нерадение" на службе, а тем более - за государственные преступления, он стремился ускорить преобразования, показывал пример подлинного служения государству.
  • Главную задачу служения государству Петр I видел в воплощении идеи "общего блага". Ее суть заключалась в обеспечении богатства государства путем развития промышленности, активной внешнеторговой политики, достижения внешней и внутренней безопасности. При этом на деле он не отделял себя от государства и считал, что лишь один знает как добиться "общего блага", а сопротивление реформам воспринимал как проявление невежества и лени. "Наш народ, - писал он в одном из указов, - яко дети неучения ради, которые никогда за азбуку не примутся, когда от мастера не приневолены бывают...".
  • Восприятие Петром насилия как единственного средства, с помощью которого, по его мнению, возможно было преобразовать отсталую Россию. По словам А.И. Герцена "Петр внедрял Европу как варвар". Его мысль развил В.И. Ленин, писавший, о Петре, что он "не останавливался перед варварскими средствами борьбы против варварства". Это объясняет его жестокость и равнодушие к судьбе отдельной личности. В человеке он видел, в первую очередь, непосредственного исполнителя своих служебных обязанностей, а в соответствии с этим и относился к нему.
  • К концу века русские традиции, "старина" стали ассоциироваться у царя не только с отсталостью страны, но и со стрелецкими бунтами, представляющими непосредственную опасность не только его планам, но и его жизни.
  • Патриотизм Петра I. После возвращения из поездки по странам Западной Европы необходимость реформ он стал воспринимать не только умом, но и сердцем. Как человек любящий свою родину, Петр со всей болью ощущал отсталость страны, несущую в себе угрозу ее национальной безопасности.
  • Обновление страны диктовалось также напряженной международной обстановкой и сложной общественно-политической ситуацией, сложившейся в России на рубеже веков.
Первые преобразования.
  1. Первым шагом стала своеобразная "реформа смеха" начала 1690-х гг. Развлекаясь, Петр организовал "всешутейший собор", члены которого проводили время в "поклонении Бахусу" т.е. в пьянстве и безобразиях, оскорблявших церковь. Но благодаря этим "забавам" царь вольно или невольно готовил "кадры" для будущих реформ, направленных против устоявшихся норм и традиций.
  2. Новые обычаи. Петр под страхом штрафов и порки приказал служилым людям носить европейскую одежду и брить бороду, считавшуюся символом православной веры человека, "созданного по образу и подобию божьему", а, следовательно - с бородой. Для Петра борода стала символом ненавистной старины. Эти меры подрывали традиционные устои (не случайно церковь брадобритие объявляла грехом и проявлением "латинской", т.е. католической "ереси"). Они были призваны ускорить формирование кадров реформы, а главное - подготовить общество к коренным изменениям. По мнению Петра, преобразования были невозможны без ломки "старинных нравов", поэтому именно "резанье бород" стало первым шагом реформатора-самодержца.
  3. Рекрутская реформа. С 1699 г. началось комплектование регулярной армии путем насильственного набора "даточных людей" (с 1705 г. утвердился термин "рекруты").
  4. Военная промышленность. Готовясь к войне со Швецией, поставлявшей России металл и вооружения, Петр приступил к форсированному созданию собственной промышленной базы. За счет казны строились железоделательные заводы и оружейные мастерские в Карелии и на Урале.
  5. Городское управление. В целях подготовки к войне была проведена и первая городская реформа. Указ 1699 г. о создании Бурмистерской палаты (Ратуши) вводил в городах самоуправление. Однако, городское население, согласившееся на создание новых учреждений, должно было платить налоги в двойном размере.
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ

Сельское хозяйство.
В хозяйственный оборот вводились новые земли южных уездов, Поволжья, Сибири. Благодаря вмешательству государства расширились посевы технических культур (льна, пеньки, конопли, табака), насаждались новые породы овец-мериносов (для производства качественного сукна), развивалось коневодство (для нужд кавалерии). Однако, нововведения не коснулись крестьянского хозяйства. Его крепостнический, натурально-потребительский характер, а также суровые природные условия, в которых ему приходилось буквально выживать препятствовали расширению производства и росту производительности.

Промышленность.
Промышленность в первой четверти XVIII в. пережила наиболее существенные сдвиги в связи с военными потребностями России и активной политикой государства, сумевшего мобилизовать природные и человеческие ресурсы страны.
  • Тяжелая промышленность.
    Было начато освоение нового промышленного района - Урала, ставшего вскоре центром отечественной металлургии. К концу царствования Петра Великого Россия полностью удовлетворяла свои потребности в металле и, занимая 3-е место в мире по объему его производства, начала продавать за рубеж, где "русское железо" по своим качествам ценилось выше шведского.
  • Легкая промышленность.
    Развивалась за счет строительства мануфактур, выпускавших продукцию для военных нужд и, в значительно меньшей степени, для внутреннего рынка. Хамовный двор в Москве был превращен в крупное предприятие, изготовлявшее парусину для флота. Там же был основан Суконный двор. К 1718 г. Россия освободилась от необходимости ввоза текстильной продукции. Всего в стране было основано около 200 мануфактур.
  • Особенности российской промышленности.
    • Роль государства.
      Основной особенностью было то, что она создавалась преимущественно за счет казны и долгое время находилась под непосредственным государственным контролем, формы и методы которого изменялись. В первое десятилетие XVIII в. государство создавало и непосредственно руководило мануфактурами. Однако рост их числа и сложности в организации управления, а главное - убыточность производства подтолкнули правительство к новой политике. С середины второго десятилетия казенные, в первую очередь убыточные предприятия, передавались в частные руки. Поощрялось частное предпринимательство. Создание купеческих компаний, предоставление им ссуд и льгот укрепляло положение ведущих заводчиков, однако не означало самоустранения государства из промышленной сферы. Контроль сохранялся, например, через систему казенных заказов. За деятельностью предприятий тщательно наблюдали Берг- и Мануфактур коллегии, проводившие периодические проверки.
    • Характер труда.
      Второй особенностью русской промышленности стало использование крепостнического труда на мануфактурах. В начале века на немногочисленных предприятиях работали люди разного социального положения, в том числе свободные и беглые крестьяне. С ростом промышленности на заводах обнаружился острый дефицит рабочих рук. Решение проблемы оказалось возможным лишь за счет использования подневольного труда. На вспомогательные работы привлекались государственные крестьяне, приписываемые целыми деревнями к тому, либо иному заводу и обязанные в течение 2-3 месяцев исполнять там свои повинности. А в 1721 г. Петр разрешил мануфактуристам (среди них большинство составляли недворяне) покупать к заводам крепостных крестьян, которые позже стали называться посессионными. Они становились собственностью не заводчика, а предприятия. В 1736 г. все свободные, работающие на заводах, оказались закрепощены, составив категорию т.н. "вечноотданных людей".
Торговля.
Развитие торговли, как и промышленности, во многом стимулировалось государством, пытавшимся увеличить поступления в казну. Во внутренней торговле ведущую роль в торговых оптовых операциях продолжали играть ярмарки (Макарьевская, Свенская, Ирбитская). Возросло значение внешней торговли. Силовыми методами царь начал переводить торговлю из Архангельска (его оборот упал в 12 раз) на Балтийское море, что вызвало разорение многих купеческих фамилий. Кроме того развитию внешней торговли препятствовало отсутствие собственного торгового флота, что приносило убыток в 10 млн. руб. в год. В 1724 г. в России был введен таможенный протекционистский тариф, призванный оградить русскую промышленность от иностранной конкуренции и содействовать установлению активного торгового баланса. На экспорт вводились низкие пошлины, чтобы стимулировать продажу русских товаров на внешних рынках. На ввоз устанавливалась высокая пошлина, если эта продукция производилась в России, и низкая, если она не производилась и была необходима для отечественной промышленности (краски, шерсть, сахар-сырец и др.) Протекционистский характер внешнеторговой политики правительства Петра I обеспечил активный торговый баланс России - вывоз товаров в 1726 г. превышал ввоз в 2 раза.

ИЗМЕНЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

Политика государства в отношении дворянства.
В годы правления Петра I резко увеличилась численность дворянства - в 5 раз. Политика правительства была направлена на укрепления рядов, сплочение и, в то же время численное расширение русского дворянства, его мобилизацию на укрепление государства и государственного аппарата.
  • Указ 1714 г. о единонаследии приобрел в этой связи особое значение. Он юридически уравнял поместья и вотчины, объявив все числившиеся за дворянами имения их наследственной собственностью. Закон в то же время допускал его наследование только одним из сыновей, что должно было предотвратить дробление имений и распыление дворянского сословия. Однако подлинный смысл закона заключался в том, чтобы создать у основной массы дворянства материальную заинтересованность в службе государству. Дворянские дети, не имея перспектив наследования, вынуждены были теперь связывать свое благополучие с получением образования и службой в армии, флоте или бюрократическом аппарате.
  • Другие меры. К указу о единонаследии примыкали законы, запрещающие производить в офицеры дворян, не прошедших службу рядовыми в гвардейских полках; жениться дворянским "недорослям", не овладевшим азами математики; покупать имения тем, кто нигде не служил и др.
  • "Табель о рангах". Особую роль в организации и консолидации дворянского сословия сыграло принятие 24 января 1722 г. "Табели о рангах" - государственного закона, определявшего порядок прохождения службы и устанавливающего иерархию служебных разрядов. Теперь принцип занятия той или иной государственной должности по знатности заменялся бюрократическим. Продвижение по служебной лестнице зависело от выслуги, образования, а в итоге - от личных способностей дворянина. В трех разрядах службы - гражданской, военной и дворцовой - все должности разделялись на 14 рангов - от 1-го высшего, например, канцлера в гражданской службе, до 14-го низшего - коллежского регистратора. "Табель о рангах" отделила чиновный класс от низшей бюрократии. При Петре чиновник уже с 14 ранга получал личное, а с 8-го (коллежский асессор) - потомственное дворянство. Для военных потомственное дворянство предоставлялось уже с 14 ранга - низшего офицерского чина прапорщика. Это давало возможность наиболее способным представителям "подлых" сословий пробиваться наверх по социальной лестнице, что укрепляло ряды дворянства. Таким образом, политика правительства несколько ущемляя материальные права дворянства, мобилизовала его на службу государству и общесословным интересам.
"Крестьянская" политика государства.
  • Положение крестьянства Основное бремя модернизации страны, проходящей к тому же в экстремальных условиях войны, несло на себе крестьянство, составлявшее 92 % населения России. Десятки тысяч крестьян, насильственно мобилизованных государством, строили верфи, крепости, заводы, возводили на болотах новую столицу - Санкт-Петербург. Крестьяне составляли и основной костяк русской армии. На них давили постоянно растущие налоги, а также государственные и барские повинности.
  • Податная реформа. Так как налоги собирались с каждого двора, то крестьяне и посадские люди, стремясь уменьшить уплату податей, нередко объединялись и несколькими семьями жили одним двором. Государство, проводя с 1718 г. перепись населения, перешло к подушному налогообложению. С 1724 г. многообразные налоги были заменены единой подушной податью. (74 коп. с помещичьего крестьянина мужского полу и 1 руб. 14 коп. с посадского или государственного крестьянина).
  • Итоги реформы.
    • Общий объем налогообложения и, соответственно, налоговый гнет выросли в 2-3 раза.
    • Налоговая реформа укрепила крепостничество, распространив его на новые слои общества - гулящих людей и холопов, которые ранее могли обрести свободу после смерти господина. Побочным результатом реформы стала ликвидация холопства.
    • В процессе проведения реформы был образован новый разряд крестьян, получивших название государственных. В него вошли черносошные крестьяне Севера, однодворцы южных уездов, ясашные люди Поволжья и Сибири.
    • Была создана паспортная система. Крестьянин, уходивший на заработки далее 30 верст от места жительства, должен был иметь паспорт - бумагу от помещика с указанием срока возвращения домой. Паспортная система позволила ужесточить борьбу с бегством крестьян. Кроме того, сумма штрафа за укрывательство беглого увеличилась до 100 руб..

    Таким образом, налоговая политика правительства укрепила крепостничество, привела к сближению различных слоев крестьянства, усилила его эксплуатацию, особенно со стороны государства.
O8-ST.narod.ru Copyright © 2008 XedgeXog
Hosted by uCoz