|
Внутренняя политика Николая I.
НИКОЛАЙ I (1825-1855) - годы правления.
ЦЕЛИ
- Усиление централизации и военизации государства;
- Борьба с антиправительственными выступлениями;
Николай I создает собственную, его императорского величества, канцелярию.
- I отделение - Готовило бумаги для императора (1825)
- II отделение - Кодификация (упорядочивание) законов (1826)
- III отделение - Орган высшего политического сыска (1826)
- IV отделение - Для управления учебными заведениями и благотворительными организациями (1828)
- V отделение - Для проведения реформы государственных крестьян (1836)
- VI отделение - Для решения вопросов управления закавказьем (1842)
ИМПЕРАТОР
- Правительственный сенат
- Кабинет министров
- Священный синод
- Канцелярия
- Гос. совет
- Министерство
- Народного просвещения
- Иностранных дел
- Внутренних дел
- Коммерции
- Финансов
- Юстиции
- Военное
- Морское
- Страна должна регулироваться законами;
- К 1830 г. были собраны все законы Российской Империи, начиная с 1649 г.
- С 1830 г. по 1832 г. создается полное собрание законов Российской Империи
- К 1835 г. создается новый свод законов Российской Империи
- Законы были определены в тематическо-хронологическом порядке.
- Поднятие финансового состояния государства;
Е.Ф. Какнкрин
Изымались из оборота устаревшие ассигнации и заменялись новыми бумажными деньгами, кредитными билетами;
- Решение крестьянского вопроса.
Николай I: "Главная задача -
- упорядочить систему отношений между помещиком и крестьянином и
- осуществить подготовку крестьян к будущему вопросу об освобождении от крепостного права".
Николай I перед министерством финансов ставит задачу о государственных крестьянах.
- Была отменена барщина и заменена денежным налогом в зависимости от плодородия земли;
- Была запрещена передача в аренду государственных земель и крестьян частным лицам;
- Вышло распоряжение приобретать в гос. казну поместья разорившихся помещиков;
- Все беглые крестьяне ушедшие на окраину (Украина, Бессарабия, Сибирь, Закавказье), становились свободными;
а помещик получал за них компенсацию от государства;
- Для управления гос. крестьянами было создано министерство государственных имуществ;
- Министерство проводило обширную программу просвещения и благоустройства среди сельских жителей
- Строительство дорог, школ, мёдпунктов, вет. лечебниц;
- В аренду крестьянам предоставлялись новые орудия труда.
Крестьянский вопрос был узаконен в 1837-1841 гг.
В 1842 г. выходит указ об "Обязательных крестьянах"
- он позволял землевладельцам ликвидировать крепостнические отношения, а крестьянам - приобретать землю;
- было запрещено продавать крестьянина по долгам помещика без семьи;
- крестьянин,освобожденный от зависимости, наделялся землей, за которую обязан был выплачивать помещику деньги или продукты.
При Николае I в 1847-1848 гг. была проведена инвентаризация.
Цель - описание помещичьих имений с точной фиксацией наделов и повинностей крестьян.
- Вопрос просвещения.
Вдохновителем идеи просвещения был Сергей Семенович Уваров.
Он утверждает официальную идеологию теории официальной народности.
"Теория Официальной Народности" - в исторической литературе обозначение системы взглядов в области просвещения, науки и литературы в периодцарствования Николая I. В основе формула "Православие, самодержавие и народность".
Официальная идеология, в соответствии с законами жанра, должна прославлять прошлое, оправдывать настоящее и обещать замечательное будущее. Такая идеология времен николаевского правления получила с легкой руки Пыпина не очень точное, но давно утвердившееся в науке название "теория официальной народности". В общих чертах ее изложил министр народного просвещения граф С. С. Уваров во Всеподданнейшем докладе императору в связи с десятилетием своего пребывания на посту министра.
"Теория Официальной Народности"
Министр народного просвещения С.С. Уваров, используя некоторые положения из работ Карамзина и Погодина, в 1832 г. сформулировал основы теории, которая преследовала цель воспитания юношества в национальном духе. Фактически она представляла собой "теорию официальной педагогики".
Суть ее заключалась в том, что самодержавие, православие и народность, как основы русского истории обеспечивают благоденствие и могущество России, мир между сословиями и защиту от "тлетворных" революционных идей Запада. Проявление народности автор видел в русском языке, культуре, самобытности русского народа. В теории содержалась попытка совместить результаты европеизации российской культуры и общества с русским национальным религиозно-философским наследием. Уваров считал необходимым "продолжать дело Петра и потом еще приготовлять Россию и к обратному шагу, т.е. возвращать русских к русскому".
|